Главная / Дети / Дошкольное образование: система, учреждения

Дошкольное образование: система, учреждения

Дошкольное образование выступает правом каждого ребенка, которое реализуется соответствующими подготовительными учреждениями, однако может осуществляться родителями самостоятельно в бытовых условиях.

Как показывает статистика, в России порядка трети семей не имеют возможности воспитывать ребенка в государственных подготовительных организациях. Поэтому дошкольное образование в нашей стране выступает одной из первоочередных задач молодежной политики.

История формирования системы дошкольного образования в России

Вслед за европейскими государствами в конце 19 века на отечественных просторах начали появляться подготовительные образовательные учреждения. Первый бесплатный детский сад в нашей стране был организован в 1866 году в городе Санкт-Петербурге. В это же время стали возникать частные подготовительные учреждения для детей интеллигенции.

В первой половине 20 века образовательная программа дошкольного образования в России была уже достаточно развита. Доступ населения открывался к целой массе платных и бесплатных подготовительных организаций. В стране постоянно действовало несколько детских садов, организация которых была приближена к современному уровню.

Дошкольное образование в советское время

Первая программа, согласно которой должны были работать все государственные детские сады, была принята в 1934 году, а уже начиная с 1938-го определены основные задачи подобных учреждений, сформирована структура заведений, задокументированы постулаты функционирования детсадов, введены методические указания педагогам.

В 40-х годах прошлого века дошкольное образование достигло небывалого на то время размаха. Доступ к бесплатной подготовке получили более двух миллионов детей по всей стране.

В 1959 году возникли абсолютно новые учреждения дошкольного образования в виде детских яслей. Сюда родители могли отправлять по собственному желанию малышей возрастом от 2 до 7 лет, таким образом перекладывая задачу воспитания на плечи государственных педагогов и освобождая свободное время для занятий трудовой деятельностью.

Комплексное реформирование системы образования, что проводилось в нашей стране в период с конца 80-х по середину 90-х годов прошлого века, привело к формированию «Концепции дошкольного воспитания». В документе содержалось несколько основополагающих принципов, которым должны были следовать педагоги в процессе воспитания малышей:

  • Гуманизация – развитие трудолюбия, уважение прав других людей, любовь к семье и окружающему миру.
  • Развитие личности – укрепление физического и психического здоровья ребенка, помощь в постижении азов мыслительной и трудовой деятельности.
  • Индивидуальное и дифференциальное воспитание – развитие склонностей ребенка, обучение малышей исходя из их личных интересов, возможностей и способностей.
  • Деидеологизация – раскрытие общечеловеческих ценностей, отказ от конкретной идеологии в ходе реализации общеобразовательных программ.
  • Бюджетные учреждения

    Бюджетными признаются организации некоммерческой направленности, созданные согласно указу властей, органов местного самоуправления для оказания услуг населению в сфере дошкольного образования. Имущество таких учреждений по праву принадлежит государству, но доверяется в распоряжение руководству образовательной инстанции.

    Финансируются государственные детские сады за счет бюджета в виде субсидий. Таким организациям не запрещается ведение предпринимательской деятельности, если получение дохода направлено на достижение целей, ради которых создано учреждение.

    Автономные учреждения

    Система дошкольного образования предполагает возможность организации автономных учреждений. К данной категории относятся заведения, созданные субъектами Российской Федерации для оказания услуг в области образования.

    Финансирование автономных детских садов осуществляется за счет личных средств основателя, посредством субвенций либо субсидий. Услуги населению здесь могут оказываться как на платной, так и бесплатной основе. Имущество автономных учреждений закрепляется за руководством и доверяется в самостоятельное распоряжение.

    Задачи современных дошкольных образовательных учреждений

    В настоящее время выделяют такие задачи функционирования организаций дошкольного образования:

    • укрепление психического и физического здоровья малышей, охрана жизни воспитанников;
    • обеспечение социально-личностного роста, развитие речевых способностей, удовлетворение эстетических потребностей;
    • воспитание малышей исходя из возрастных особенностей, развитие любви к окружающему миру, уважения к свободам и правам других людей;
    • взаимодействие с родителями, оказание методической и консультативной помощи молодым семьям.

    Педагог дошкольного образования

    Основная задача педагога – развитие самобытной индивидуальной личности ребенка, раскрытие основ восприятия окружающего мира, формирование ценностей по отношению к природе, обществу.

    Педагог в системе дошкольного образования должен обладать следующими качествами:

    • развитое мышление, долговременная и оперативная память;
    • высокая эмоциональная устойчивость, объективность оценок, тактичность и нравственность;
    • эмпатия к окружению, требовательность;
    • наличие творческих способностей;
    • умение быстро переключать внимание;
    • доброта, терпимость, справедливость, инициативность.

    Типы современных ДОУ

    Учитывая необходимость работы с отдельными возрастными группами и специфическую направленность воспитания отдельных малышей, выделяют следующие разновидности дошкольных образовательных учреждений:

  • Традиционный детский сад – реализует общепринятые программы подготовки и воспитания детей.
  • Детсад для малышей раннего возраста – занимается подготовкой воспитанников возрастом от 2 месяцев до 3 лет. Отвечает за создание оптимальных условий, которые способствуют ранней социализации и адаптации малышей к окружающему миру.
  • Детский сад для детей старшего, предшкольного возраста – реализует основную образовательную программу, а также занимается обучением малышей возрастом 5-7 лет в специальных группах, где обеспечиваются равные возможности для последующего успешного обучения в школе.
  • Детсады оздоровления и присмотра – здесь реализуется не только дошкольная программа, но также ведутся профилактические, оздоровительные и санитарно-гигиенические работы.
  • Компенсирующие учреждения – основной упор осуществляется на квалифицированную коррекцию психических и физических недостатков воспитанников.
  • Детский сад с приоритетом на конкретный вид деятельности – помимо общеобразовательного обучения, педагоги удовлетворяют познавательные, личностные, социальные, эстетические и художественные потребности малышей.
  • В заключение

    Несмотря на довольно развитую систему дошкольных образовательных учреждений, по-прежнему острым вопросом в нашей стране остается совершенствование педагогических кадров, формирование личностных качеств воспитателей исходя из соображений гуманистической психологии.

    Полномасштабное раскрытие педагогического потенциала, повышение компетентности воспитателей, самообразование, модернизация и развитие системы детских подготовительных учреждений – все это входит в число наиболее актуальных проблем в сфере дошкольного образования.

    Источник: fb.ru

    0

    Автор публикации

    не в сети 4 дня

    Top-Bit

    0
    Комментарии: 0Публикации: 3835Регистрация: 02-09-2015

    Проверьте также

    Детские сады (Одинцово): перечень и отзывы

    Рано или поздно приходит время, когда родители задумываются об устройстве ребенка в детский сад. Дети, ...

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *