Понедельник , Февраль 24 2020
Главная / Образование / Гришин: от слияния РЭУ и МЭСИ студенты только выиграют

Гришин: от слияния РЭУ и МЭСИ студенты только выиграют

Завершается объединение двух крупнейших вузов – Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова и Московского государственного университета экономики, статистики и информатики. Ректор объединенного вуза Виктор Гришин рассказал, что теперь ждет студентов и преподавателей.

Ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Виктор Гришин в интервью корреспонденту РИА Новости Юлии Осиповой рассказал об особенностях процесса  объединения РЭУ и МЭСИ.

— Это идет на пользу всей отрасли образования. К сожалению, я вынужден признать, что сегодня действительно многие вузы предоставляют образовательные программы недостаточного качества. Работодатели отмечают низкую степень профессионализма выпускников: «экономистов много, но хороших – мало».

В 90-х годах законодательство было более чем либеральным для открытия новых вузов и филиалов, в результате, как минимум, в два раза возросло количество студентов. Образование стало слишком доступным, но потеряло качество. Особенно это затронуло экономическое и юридическое образование. Гуманитарные науки в отличие от технических не требуют лабораторий, соответствующего оснащения и т.д.

В этой ситуации Минобрнауки логично пошло по пути ужесточения правил лицензирования и аккредитации вузов, закрытия филиалов, уменьшения количества подобных вузов.

— При принятии решения о присоединении МЭСИ к РЭУ Минобрнауки, видимо, руководствовалось тем, что 80% образовательных программ, реализуемых МЭСИ, не соответствовали заявленному профилю – статистика и информатика. В основном, это были программы в сфере экономики и менеджмента, очень близкие, а временами и просто дублирующие аналогичные программы Плехановки, которая в последние годы развивалась явно динамичнее, чем МЭСИ. Свидетельство тому — сравнение позиций вузов в отечественных и международных рейтингах.

В подобной ситуации слияние — проверенный прием. В истории нашего университета такие реорганизации имели место в 1930-х, 1950-х и т.д. А за последние пять лет присоединение МЭСИ стало для нас четвертым по счету (до этого в состав РЭУ вошли Межотраслевой институт повышения квалификации, Саратовский государственный социально-экономический университет и Российский государственный торгово-экономический университет).

— Почти завершена. Остался нерешенным ряд технических и организационных вопросов, с которыми мы планируем окончательно разобраться в течение недели–двух.

— Количество студентов лишь немного не дотягивает до 100 тысяч. Мы имеем порядка 40 филиалов в различных регионах РФ. В столице у нас около 41 тысячи студентов. Таких крупных вузов в нашей стране очень мало.

— Разумеется, сложно. Даже небольшой командой управлять непросто, чего уж там говорить о 4-тысячном коллективе… Словом, работы много, выполнять ее приходится в крайне напряженном темпе. Университету повезло, что коллектив относится к этому с пониманием и старается работать с максимальной отдачей.

РЭУ им. Плеханова: плюс 46 позиций в Мировом рейтинге QSМы делаем все, чтобы сохранить студентам и преподавателям привычные условия, оставить на прежнем уровне их финансовые расходы на обучение, зарплаты, статус. Но иногда эти условия выполнить практически невозможно. Например, сегодня у нас 60 кафедр, в МЭСИ – 40. Если мы просто «оставим все, как есть», то получим 100 кафедр, многие из которых будут дублировать друг друга и создавать ненужную внутреннюю конкуренцию. Важно было объединить их, но так, чтобы они были максимально эффективными и взаимодополняемыми.

Особое внимание уделяем адаптации студентов присоединенных вузов. Им требуется время, чтобы привыкнуть к новым условиям обучения – к четырем сессиям в году вместо двух, к иной балльной системе оценки знаний, к другим, зачастую более высоким, требованиям, а значит, и более серьезным нагрузкам.

— Процесс объединения мы используем, как возможность перенять наработанный опыт других вузов. Если взять информационно-компьютерный комплекс, которым очень предметно и долго занимались в МЭСИ, мы фактически оставили его в прежнем виде, создали отдельное подразделение, перевели туда своих студентов, которые специализировались на IT технологиях. Или, к примеру, электронный кампус МЭСИ – сама идея его использования нам нравится, и она весьма своевременна, но в своем текущем виде электронный кампус устарел. Еще до присоединения к нам МЭСИ планировал его обновить, теперь мы будем делать это общими усилиями.

— Для массового пользователя онлайн образование – отличный способ подпитать себя актуальными знаниями, которые транслируют лучшие специалисты. Однако не стоит умалять преимущества «живого» общения преподавателя и студента.

Университетские преподаватели специфически относятся к такому, образно говоря, «выкладыванию своих знаний в интернет». С одной стороны, все понимают, что так их работы имеют гораздо больший охват, но в то же время, здесь вступает в игру психология. Ты как бы теряешь возможность передавать свои знания, как нечто особенное, эксклюзивное – они начинают существовать словно бы «в отрыве» от тебя, жить своей жизнью, обезличиваются. В очном общении со студентами это ощущение отсутствует.

— Разницу компенсирует Минобрнауки за счет бюджетных средств. Государство поддерживает объединение вузов не только на словах, но и на деле. 

— Когда начинался процесс реорганизации, было предложение сделать наш объединенный университет базовым экономическим вузом. Однако пока идея базовых вузов, видимо, отошла для министерства на второй план. Сейчас Минобрнауки предлагает сделать опорные вузы в российских регионах, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга.

Какую стратегию по отношению к нашему университету изберет ведомство, пока сказать сложно. Мы разработали свою программу продвижения с учетом объединения, и в ближайшие дни представим ее в министерстве.

В целом, мы остались довольны результатами. РЭУ на 7-м месте среди гуманитарных вузов. На 14-м месте среди всех вузов РФ по проходному баллу. Но нам, разумеется, есть, куда стремиться.

 

Источник: ria.ru

Проверьте также

Ученые обсудят в Москве проблемы доступности неформального образования

Ведущие российские и зарубежные эксперты обсудят проблемы неравного доступа детей к неформальному образованию. Ведущие российские ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика