Главная / Образование / Рейтинг детсадов России: кадровые проблемы выходят на первый план

Рейтинг детсадов России: кадровые проблемы выходят на первый план

Подавляющее большинство российских муниципальных детских садов, как и прежде, соответствует современным требованиям лишь «на тройку», и исправить ситуацию могут лишь специальные меры со стороны органов управления образованием, отмечают создатели «Рейтинга муниципальных детских садов России-2015″.

Рейтинг подготовили «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня», Федеральный институт развития образования и Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО при участии региональных органов управления образованием РФ.

В рейтинге приняли участие 7182 организации, осуществляющие дошкольное образование, из 24 регионов РФ, в том числе, из Амурской области, Астраханской области, Белгородской области, Брянской области, Волгоградской области, Еврейской автономной области, Кировской области, Краснодарского края, Красноярского края, Новосибирской области, Республике Башкортостан, Республике Марий Эл, Республике Северная Осетия-Алания, Республике Татарстан, Рязанской области, Самарской области, Саратовской области, Ставропольского края, Тамбовской области, Тверской области, Ульяновской области, Хабаровского края, Ханты- Мансийского автономного округа-Югра, Чувашской Республики.

Детские сады России: результаты рейтинга 2015Рейтинг был сформирован на основе методики, разработанной Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО. Методика согласована экспертным советом по образованию проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня». Детские сады оценивались с точки зрения условий, созданных для ребенка, педагогического состава и дополнительных услуг.

В рейтинг не вошли московские детские сады, так как большинство из них за последние годы вошли в состав крупных образовательных комплексов, и это, по словам исследователей, затрудняет их индивидуальную оценку.

Как и в предыдущие годы, исследователи вновь констатировали, что ситуация в детских дошкольных учреждениях остается проблемной. Подавляющее большинство детских садов, 97,2%, получили по сумме показателей «тройку», только 2,2% — «четверку» и 0,6% — «двойку».

«Две трети дошкольных организаций, участвовавших в исследовании, находятся в зоне «удовлетворительно» или «хорошо». По-прежнему, ни один детский сад в отличники не попал», — рассказала РИА Новости руководитель проекта «Социальный навигатор» Наталья Тюрина.

Лидерами рейтинга стали детский сад № 3 из г. Зеленогорска (Красноярский край), детский сад комбинированного вида № 21 из пос. Октябрьский (Краснодарский край) и детский сад № 16 «Золотой ключик» из г. Урай (Ханты-Мансийский АО).

Сегодня возможности выбора детского сада у семей ограничены, и они, как правило, отводят ребенка туда, куда получили направление по электронной очереди. Но если существует хоть малейшая возможность выбора, то родители всегда обращают внимание на качество работы воспитателей, отмечают исследователи.

Невысокий профессиональный уровень педагогических коллективов российских детсадов обратил на себя внимание экспертов еще во время работы над первым рейтингом в 2012 году. Надежда на повышение компетенции педагогов появилась в 2014 году, когда вступил в силу новый федеральный стандарт дошкольного образования, и абсолютное большинство воспитателей в детских садах были вынуждены заняться своим профессиональным ростом.

«Чтобы работать более эффективно, педагогам нужно понимать цели, задачи и требования стандарта. Поэтому за последние два года почти все воспитатели детских садов прошли повышение квалификации, а в тех 24 регионах, где мы проводили исследование, охват практически стопроцентный», — рассказала РИА Новости профессор, директор ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО Татьяна Волосовец.

В то же время, несмотря на массовое повышение квалификации, удовлетворенность родителей компетентностью педагогов не растет и даже снижается, сообщила она. Более того: за год выросла доля педагогов, работающих «на двойку».

«Я думаю, это связано с двумя вещами. Во-первых, раньше регионы предоставляли нам для рейтинговой оценки только лучшие детские сады, а сейчас — все. Во-вторых, педагоги действительно не дотягивают до требований федерального стандарта и до социального запроса родителей. Ситуацию пора менять, и органы управления образованием должны обратить на это внимание», — отметила Татьяна Волосовец.

Исследователи также отметили проблему старения педагогических кадров в сфере дошкольного образования. Две трети воспитателей сегодня – женщины старше 50 лет, и это вызывает тревогу за будущее детских садов, полагает Наталья Тюрина.

«Если меры не будут приняты своевременно, наступит момент, когда в течение года или двух две трети педагогов дошкольного образования выйдут на пенсию, и их некем будет заменить», — подчеркнула она.

Есть и хорошая новость: за последние четыре года почти у каждого детского сада появился собственный сайт в интернете, рассказала Татьяна Волосовец.

«Когда мы проводили первый рейтинг, сайты были всего у 12% детских садов, а сейчас они есть у 99%. Сайты позволяют сотрудникам детских садов выкладывать информацию для родителей, общаться с ними. Родители, в свою очередь, могут узнать, чем занимается ребенок в саду, и так далее», — сообщила она.

Все остальные показатели рейтинга, по словам исследователей, из года в год почти не меняются. Например, условия, которые предоставляются детям в детских садах, за последний год остались прежними. «Групповых комнат, как правило, хватает; бассейны есть не везде; спортивных залов больше, чем музыкальных, которые тоже есть не везде. Площадки для игр на свежем воздухе есть абсолютно везде», — перечислила эксперт.

Также почти не меняется популярность тех или иных образовательных программ, по которым работают детские сады. Наибольшее количество детсадов (78%), как и прежде, используют программу «От рождения до школы».

Исследователи с удовлетворением отмечают, что год от года растет число субъектов РФ и детских садов, которые принимают участие в рейтинге. Также расширяется и круг потребителей исследования. «Раньше мы делали рейтинг для родителей, чтобы они пользовались им как навигатором при выборе детского сада. Затем к ним добавились воспитатели и заведующие детскими садами, которым было интересно сравнить себя с соседями и сделать выводы. А сейчас рейтингом заинтересовались управленцы разного уровня, которые могут использовать наши материалы при принятии решений», — пояснила Татьяна Волосовец.

Сегодня рейтинг муниципальных детских садов России-2015 – единственный работающий инструмент независимой внешней оценки детских садов, и рост числа регионов, добровольно участвующих в исследовании, подтверждает доверие к этому инструменту, полагает Наталья Тюрина.

«Рейтинг позволяет увидеть, какие услуги востребованы родительским сообществом, и какие предоставляются детскими садами. Он также показывает болевые точки в развитии сектора детского дошкольного образования и помогает регионам развивать программы и сети детских садов», — сообщила она.

В целом, эксперты называют ситуацию с детскими садами в стране «стабильно удовлетворительной» и призывают руководителей органов управления образованием принять меры по ее улучшению хотя бы до «хорошей».

«Сегодня во многих регионах очередей в детский сад уже нет, но определенная напряженность все еще сохраняется, и родители радуются месту в любом детском саду. А когда мест в детских садах станет больше, и возникнет здоровая конкуренция, тогда детские сады начнут улучшать качество образовательных услуг и условий, которые они предоставляют детям», — заключила Татьяна Волосовец.

Источник: ria.ru

0

Похожие статьи:

Автор публикации

не в сети 1 месяц

Top-Bit

0
Комментарии: 0Публикации: 3834Регистрация: 02-09-2015

Проверьте также

ВГУ подписал соглашение о сотрудничестве с Институтом Европы

Делегация Института Европы Российской академии наук во главе с директором Института Алексеем Громыко во вторник ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *