Главная / Семья / Психолог: как подготовить себя и ребенка к трудностям первого класса

Психолог: как подготовить себя и ребенка к трудностям первого класса

Психолог: как подготовить себя и ребенка к трудностям первого класса

8 августа 2016 в 8:40
Юлия Костюк

«Мы все с нетерпением ждали первого сентября. Наша старшенькая собиралась первый раз в первый класс. Я не могла нарадоваться тому, что дочь восторженно рассказывает родным и близким о своем нетерпении учиться. Мы с мужем всячески поддерживали ее такое сильное желание и вдохновение: ведь очень важно, чтобы ребенок хотел в школу…»

К сожалению, так начинаются почти все истории о… нежелании ребенка ходить в школу. Как это ни парадоксально, все родительские усилия по созданию «имиджа» школе оказываются в конечном итоге провальными. И дело здесь не только в школе. И даже не столько в школе. А в том, как родители готовят своего ребенка к такому важному событию в его жизни, как первый класс.

Самые распространенные «внушения» будущим первоклашкам от родителей обычно звучат примерно так:

  • Школа — это очень интересно. Там ты найдешь много новых друзей и узнаешь много интересного. Там будет очень весело.
  • Мария Ивановна очень хороший учитель. Она очень ждет, когда ты к ней придешь учиться.
  • Посмотри, какую красивую форму/рюкзак/ручки мы тебе купили! Ты пойдешь в школу и будешь там самым красивым и интересным.
  • Ты стал таким взрослым: уже идешь в школу…
  • Помни, если ты будешь стараться лучше/больше/сильнее всех, то тогда учитель тебя будет ценить и любить больше других учеников.
  • Что же не так с этими «посланиями»? Почему дети разочаровываются в школе, в учителях, в родителях и, в конечном итоге, в себе? Здесь мы можем выделить сразу набор из нескольких причин.

  • Готовность ребенка к школе и его желание учиться — это не то, насколько он хорошо пишет и бегло читает. Очень часто родители, да и профессионалы, забывают, что школа — это прежде всего труд. Это место, где от ребенка точно потребуются такие качества, как усилия воли, настойчивость, умение концентрироваться и заниматься одним видом деятельности в течение определенного периода времени. Это то место, где, в отличие от семьи, другие правила и несоблюдение этих правил влечет наказание. Это то место, где нужно уметь договариваться, ждать, понимать… А это уже задачи гораздо более серьезные, чем читать-писать. И более важные для этого этапа развития ребенка, кстати. Очень часто мы оберегаем детей и не рассказываем им того, что на самом деле потребует от них школа. По разным причинам не рассказываем: жалеем, боимся «спугнуть», верим, что вдруг это будет не так… И как результат мы получаем разочарование, нежелание ходить в «эту школу». Справляться с такими последствиями довольно непросто.
  • Когда ребенок отправляется в первый класс, его жизнь кардинально меняется. Распорядок дня, новые обязанности, новые люди, новая обстановка… Все это требует от ребенка внутренней перестройки, реорганизации и пересмотра привычных и понятных вещей. Это стресс. И этот стресс удваивается, если родные не проявляют чуткости в этот период. Как обычно поступает родитель? Чаще всего из самых лучших побуждений мамы и папы наполняют будни первоклашки крайне «полезными» штуками: подготовка домашних заданий, чтение учебников наперед, решение дополнительных примеров и задач, зубрежка правил… У ребенка просто не остается времени не то что на полноценный отдых, у него не остается времени на жизнь! Ведь его день теперь состоит из учебы и перерывов между учебой… Нельзя отбирать у ребенка детство. Он все равно свое доиграет: сейчас или будучи взрослым. Полноценная, насыщенная радостными событиями и приключениями жизнь — самый лучший подарок, который может сделать каждый из нас своему ребенку. Это сделает его более любознательным, более открытым миру.
  • Зависимость родительской любви от школьных результатов. На мой взгляд, это одно из самых тяжелых детских переживаний, когда ребенок верит, что его любят за что-то. За хорошую оценку, за похвалу учителя, за отличное поведение и т.д. Мама и папа — самые важные для ребенка люди. И так будет всегда, всю его жизнь. Родителям следует это понимать и с ответственностью относиться к своей роли в жизни другого человека — их ребенка. Самое ценное, что мы можем дать нашим детям, — это наша безусловная любовь. В ситуации, когда наше настроение, любовь или желание общаться с дочерью или сыном зависят от его или ее оценки в школе, нам нужно задуматься о своей системе ценностей. О том, что на самом деле занимает верхнюю строчку в этой системе: «мнение другого человека о моем ребенке», «мнение общества обо мне и моем ребенке» или все же «сам мой ребенок, его чувства и желания». Ответ на этот вопрос поможет понять, как же родителям самим перестать переживать об оценках и достижениях своих детей. Проанализируйте свое отношение к этому вопросу уже сейчас, чтобы не травмировать своего любимого ребенка неожиданными выводами и мучительными сомнениями.
  • «Неинтерес» ребенка к получению новых знаний. Малыш отправляется в школу, считая, что там ему расскажут нечто более интересное, чем правильность наклона прописной «А» и количества клеточек для отступа от края. Здесь конечно придется потрудиться родителю и найти для ребенка приемлемый аргумент для выполнения подобных заданий. Не каждый человек найдет интерес в такой работе, но сделать ее нужно. Например, прописи можно превратить в игру: за каждую ровно и аккуратно написанную строчку можно предлагать вытянуть фанты и по очереди с ребенком выполнять смешные задания. Но при этом обязательно нужно объяснять начинающему ученику, что школа нужна для того, чтобы научиться быть ответственным перед другими и перед собой, чтобы научиться планировать свое время и стать самостоятельным, чтобы научиться находить новую полезную информацию и пользоваться ею в своей жизни.
  • Интерес ребенка к наукам редко формируется именно учебой в школе. И почти всегда зарождается гораздо раньше поступления в первый класс. Знаете, почему среди итальянцев так много выдающихся архитекторов, дизайнеров, творческих людей? Посмотрите, в какой атмосфере они с детства находятся. Древняя роскошная архитектура, удивительная музыка и литература… Города наполнены духом творчества и красоты. Также и с интересом к наукам: если малыш с детства посещает музеи, выставки, слушает от родных разные интересные истории о жизни великих людей, об устройстве мира, о необычных механизмах, явлениях природы и свойствах различных природных элементов… Для него это станет знакомым миром, в котором он неплохо ориентируется. И в таком случае уроки физики, химии, природоведения уже не будут казаться ненужными и бесполезными.
  • Любой родитель, отправляющий в первый класс своего кроху, должен помнить о следующем:

  • Школа — не место, где ребенок обязан быть первым и лучшим.
  • Оценка — чья бы то ни было — не должна влиять на отношения с ребенком.
  • Не нужно придумывать сказочные образы: пусть ребенок знает, что школа это не только новые друзья и сплошные приключения. Но и ежедневная работа.
  • Очень полезным будет знакомство будущего первоклассника с его будущим распорядком дня. Можно составить вместе с ним расписание всех занятий: кружки, время на друзей и на «побыть наедине с собой», бассейн и т.д.
  • Расскажите смешную историю из своего детства, связанную со школой и школьными друзьями. Это не только поможет вам и ребенку понимать друг друга лучше, но и даст первоклашке веру в то, что в школе все-таки есть и много интересного, веселого и смешного.
  • Покажите вашему ребенку свой аттестат: это избавит от искушения требовать большего и покажет ребенку, что никто не идеален. Если в вашем аттестате только высшие баллы, то будет очень хорошо рассказать о том, как вы и ваши родители гордятся вашими трудоспособностью, силой воли, стремлением узнать как можно больше. Расскажите, сколько сил вы потратили для достижения такого результата. И что ваш ребенок тоже так сможет, если только захочет.
  • Не терзайте ребенка вопросами типа «а что ты получил?». Даже если вы будете говорить, что оценки неважны, и при этом задавать такие вопросы, ваш кроха поймет, что-либо вы с ним не очень честны, либо оценка все-таки важна, но вы по какой-то причине не можете говорить об этом открыто. Спрашивайте о том, что нового ребенок узнал, какие впечатления у него за день, что больше всего запомнилось, что было самым сложным, а что самым легким и т.д. Внимательно выслушивайте ответы вашего ученика. В этот момент между вами будут налаживаться доверие и взаимопонимание.
  • Источник: http://lady.tut.by

    Проверьте также

    Эксперты о том, когда сажать розы весной или осенью и как правильно пошагово фото, видео

    Роза — это очень изысканный и красивый цветок, который способен украсить любой сад. Посадку роз ...

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *