Главная / Образование / Эксперт: Воспитатели детских садов должны научиться слушать детей

Эксперт: Воспитатели детских садов должны научиться слушать детей

Федеральный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу в 2014 году, поощряет творчество и инициативу педагогов детских садов, однако на практике роста творческой активности не произошло. О том, как исправить ситуацию в детских садах, пойдет речь на Всероссийской конференции «Дошкольное образование: лучшие программы, практики и технологии».

Федеральный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу в 2014 году, поощряет творчество и инициативу педагогов детских садов, однако на практике роста творческой активности за последние два года не произошло, отмечают эксперты. О том, как исправить ситуацию в детских садах, пойдет речь на Всероссийской конференции «Дошкольное образование: лучшие программы, практики и технологии», которая пройдет в Москве 11-14 апреля. О предстоящей конференции и актуальных проблемах воспитания и образования детей младшего возраста корреспонденту РИА Новости Анне Курской рассказал главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Николай Веракса.

— Мы будем говорить о воспитании и образовании детей младшего возраста, а также об управлении детскими дошкольными учреждениями. В дни работы конференции руководители детских садов — традиционных и неформальных, частных и государственных, а также авторы образовательных программ смогут обменяться опытом и вдохновиться идеями для развития.

— Современная идея коммуникации связана с тем, что активность детей не должна подавляться взрослыми. Долгое время в педагогике доминировала логика Платона, согласно которой взрослый рассматривался как некое высшее существо, которое несет культуру, а ребенок – как менее полноценный человек, который эту культуру осваивает. В этой парадигме ребенок должен учиться, слушаться и делать то, что ему говорят.

Современные когнитивные исследования показывают, что дети не так беспомощны, как принято было считать, они обладают колоссальным познавательным потенциалом и по своим возможностям часто не уступают взрослым. Поэтому очень важно дать детям возможность проявить себя.

Необходимо найти новые средства общения ребенка и взрослого, которые дадут взрослому возможность услышать голос ребенка, а ребенку предоставят возможность проявить себя во взаимодействии со взрослым. 

Поэтому сегодня задача педагогов – например, дать ребенку возможность участвовать в подготовке занятий в детском саду. Чтобы он не просто слушал и исполнял указания, а совместно со взрослым конструировал занятие и проявлял свое к нему отношение. 

— Новый стандарт дошкольного образования направлен на то, чтобы педагоги проявляли творчество при создании программ и принимали на себя ответственность за образовательную деятельность. Современное дошкольное образование предполагает поддержку инициативы педагогов и детей, а пространства для этой поддержки не так много. 

К сожалению, сегодня в детских садах слишком сильна административная оценка деятельности педагогов, и она носит формальный характер, «соответствует» – «не соответствует», «нравится – не нравится». Кроме того, педагоги должны следовать инструкциям и учитывать слишком много всяких обязательных обстоятельств. Они жалуются, что их работа чересчур формализована, им приходится писать много бумаг, отчетов и так далее.

Мне кажется, сегодня особенно важно поддерживать педагогов и развивать у них способность к содержательному анализу своей деятельности. 

К сожалению, очень часто в дошкольное образование идут люди, которые считают, что не смогут поступить, скажем, на математический факультет университета, а уж в педагогический вуз они точно поступят. Но педагог дошкольного образования имеет дело с будущим, и он должен быть максимально образован и культурен, поскольку он занимается не только образованием, но и воспитанием. Общество пока еще не осознало эту истину.

Кроме того, мне кажется, и система подготовки педагогов сегодня достаточно ограниченная профессионально.

— Конечно, у нас средний возраст педагогов довольно высокий. Маленькие дети обладают очень интенсивной энергетикой, которой трудно противостоять взрослому человеку. Педагог должен быть адаптивен к крикам и к активности детей, он должен их поддерживать и постоянно находиться с ними в контакте. Педагог должен быть не менее живым и активным, чем ребенок. 

Но проблема старения, на мой взгляд, сегодня не основная. Главная проблема – это та система ценностей (в том числе и в отношении к детской активности), которую педагог вкладывает во взаимодействие с детьми. 

Правильная система ценностей может быть у педагога любого возраста. Поддерживать детей и их активность можно по-разному, но дети все равно это чувствуют. Если же педагоги поддерживают в детях послушание и тишину – это совсем другая история. 

Понятно, чем старше человек, тем труднее ему переориентироваться. И сегодня задача педагога заключается в том, чтобы научиться поддерживать детскую активность и инициативу и искать ресурсы для этого. 

— Это сложный вопрос. С одной стороны, сегодня очень важно поддерживать частные дошкольные образовательные учреждения и педагогов, которые серьёзно относятся к своей работе.

С другой стороны, необходимо выбрать правильную стратегию оценки качества работы педагогов. Сейчас у нас начинают внедрять систему «Экерс» – это признанный метод оценки окружающей среды в дошкольном учреждении, который показывает, насколько среда учитывает индивидуальность ребенка, насколько она доброжелательна, открыта и поддерживает его. Но пока не совсем понятно, как это внедрение будет происходить на практике. 

Разумеется, надо решать проблемы финансирования, которые остро стоят для любой отрасли, включая дошкольное образование. 

Кроме того, нужно обратить внимание на подготовку педагогов. Сегодня им не хватает общего гуманитарного образования, знания исторических и философских контекстов. Чтобы решить эту проблему, нужно вносить изменения в систему образования дошкольных педагогов, включать в нее знания из самых разных областей, включая медицину и философию. Нужно поддерживать у педагогов стремление к рефлексии своей деятельности, понимание своих целей и миссии. 

Ребенок – это целая вселенная, и нужно быть готовым к разговору с этой вселенной. А просто ощущать, что «я люблю детей» для работы с ними недостаточно.

Спасибо! Ваше мнение учтено.

Источник: ria.ru

Проверьте также

Ученые обсудят в Москве проблемы доступности неформального образования

Ведущие российские и зарубежные эксперты обсудят проблемы неравного доступа детей к неформальному образованию. Ведущие российские ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *