Как создать счастливую и крепкую семью - советы женщинам и мужчинам

Есть ли шанс выжить, если сердце пилота остановилось в полете

Периодически мы читаем новости о том, что пилот умер во время полета и лишь благодаря божественному произволу самолет вернулся на землю целым и невредимым. Как такое возможно? Командир Боинга 737 Денис Окань делится секретами своей профессии. Кадр из комедийного фильма «Аэроплан»

О слове «последний» в авиации

Мы избегаем применять слово «последний». Глядя на эту привычку пилотов, сторонний наблюдатель видит в ней проявление суеверности, кто-то над нами смеется, но факт таков, что мы настолько привыкли не говорить слово «последний», что даже в обиходе машинально меняем его на «крайний», «заключительный» или «завершающий». Не могу назвать это суеверием, это скорее традиция, профессиональный жаргон, из разряда «корабли не плавают, а ходят» у моряков.

Не стоит думать, что пилот говорит слово «последний» лишь для полетов, закончившихся трагично. Возможна и другая ситуация — полет-то посадкой закончился, но вот сам он уже никогда не сядет в свое кресло, сменив небо на бренную землю. И одно дело, если в этом последнем полете тебя с цветами встретили и с почетом проводили на пенсию, а другое — когда ты полон сил, но так сложились обстоятельства — либо врачебные, либо экономические — ты безработный. Возможно, это будет похлеще смерти в полете…

Насколько опасна такая ситуация? Почему она происходит? Возможно ли такое в России, ведь, как известно, российские пилоты ежегодно проходят очень строгие медицинские комиссии?

К сожалению, это возможно везде.

Знакомьтесь, Денис ОКАНЬ — пилот. В настоящее время  работает командиром на самолете Боинг 737 за рубежом. До этого много лет проработал в российской авиакомпании S7 Airlines. Пришел туда молодым вторым пилотом Ту-154 и уже через год освоил новый для авиакомпании Боинг 737. Побывал на различных руководящих должностях — от пилота-инструктора авиаэскадрильи до заместителя летного директора. В Живом Журнале Денис пишет о том, как работает авиация изнутри. Аудитория его читателей постоянно растет. «Я пытаюсь по мере сил бороться с идиотизмом, раздуваемым желтой прессой вокруг моей любимой профессии», — говорит он. Yellmed с разрешения автора публикует его рассказ «Если вдруг одному из пилотов стало плохо в полете…» о том, что ждет пассажиров, если пилот вдруг скончается в воздухе. Хотите узнать больше о безопасности полетов, подписывайтесь на канал Дениса Оканя.

Оторвавшийся тромб основная причина смерти у пилотов

Увы, здоровых людей нет, есть недообследованные — это вам подтвердит любой врач. Очень часто причиной смерти является сердце — личный мотор — который даже у весьма нестарых людей может взять и внезапно остановиться.

Боинг 737 Макс — новое поколение легендарной модели Боинга 737

Когда-то, уже довольно давно, в интервью корреспонденту «Русского репортера» я выразился примерно так: «Российский пилот должен умереть за штурвалом в возрасте 65 лет будучи абсолютно здоровым, ведь он только что прошел суровый российский ВЛЭК!» (ВЛЭК — врачебно-летная экспертная комиссия.)

В том интервью я вложил в эту фразу особый смысл. Это были годы интенсивного, прямо скажем, нездорового роста авиаперевозок и дефицита кадров. Многие авиакомпании старались эксплуатировать пилотов на износ, но при этом только-только наметился рост зарплат, и заслуженные кадры не спешили уходить на скромную пенсию, правдами и неправдами проходя очередную медкомиссию.

Прошли годы, и статистика показала, что уходят как раз-таки не самые старые…

Оторвавшийся тромб является основной причиной смерти у вполне молодых пилотов, и даже среди моих знакомых, увы, случились подобные трагедии. Одного я знал еще с летного училища, он был всего на три года меня старше — он покинул наш бренный мир в 37 лет, другой когда-то работал в нашей авиакомпании, потом ушел в другую… умер в этом же возрасте. Третий случай произошел с пилотом моей авиакомпании — его не стало через пару часов после полета, ему было чуть больше сорока…

Я вспомнил лишь о трех случаях внезапной смерти пилотов — это были парни, которых я знал лично. На самом деле подобное случается с печальной периодичностью 

Во всех трех случаях это произошло не в небе, а между полетами, но вот третий случился после окончания полета, когда парни только-только покинули воздушное судно. Первые два не попали в новостные сводки, так как пилоты ушли в свой последний полет во сне, отдыхая перед рейсом в гостинице, а вот наше событие некоторое время муссировалось в прессе. Причина во всех трех случаях была одна и та же — тромб. И разве так уж важно, где он тебя настиг?..

Я не очень хорошо разбираюсь в медицине, но говорят, если специально не искать, то определить угрозу тромбов очень сложно. На наших строгих ВЛЭКах никаких специальных осмотров, направленных на выявление подобного риска, мы не проходим.

В общем, случается это повсеместно. И на Западе и на Востоке. Я вспомнил лишь о трех случаях внезапной смерти пилотов — это были парни, которых я знал лично. На самом деле, к сожалению, подобное случается с печальной периодичностью. 

Кроме тромбов, из-за постоянных стрессовых нагрузок пилоты находятся в группе риска, связанного с сердцем. Инсульт в наше время тоже помолодел.

Насколько это опасно для пассажиров

Известная мне история подобных случаев говорит о том, что все полеты закончились посадкой. Ведь кроме того, что в салоне есть как минимум одна стюардесса и несколько кровожадных симмеров (любителей компьютерных авиасимуляторов), отчаянно мечтающих о том, чтобы весь экипаж отравился рыбой (как в комедийном фильме «Аэроплан»), в запасе есть еще как минимум один пилот. Который и завершил полет успешно во всех случившихся происшествиях.

Кадр из комедийного фильма «Аэроплан»

Конечно же, есть определенный риск в подобной ситуации — ведь может статься так, что Богу душу отдаст командир воздушного судна, а в правом кресле окажется очень молодой пилот — например, вчерашний выпускник российского летного училища, только что прошедший переподготовку и выполняющий свои самые первые самостоятельные полеты. Сможет ли он справиться с внезапно свалившимся стрессом?

Англичане говорят 'it depends' (зависит от обстоятельств). Не готов утверждать, что в ста процентах возможных ситуаций полет закончится благополучно, даже если в салоне окажутся и красотка-стюардесса, и консилиум симмеров. Дело не в летном мастерстве, заключающемся в умении выполнить посадку, а в многообразии летных ситуаций и условий полета, которые, в сумме с тем, что случилось с командиром, могут нагрузить молодого неопытного пилота так, что он просто не справится…

Во всех известных мне случаях уцелевший пилот довел самолет до земли и успешно посадил его. И в подавляющем большинстве — без особых сложностей

Но! Говоря так, мы обращаемся к вероятностям. А вероятность того, что одновременно совпадут множество негативных факторов — плохие условия полета (грозы, смерчи, туманы и бури и т.п.), малоопытный второй пилот и ушедший в последний полет Капитан — она есть, но близится к нулю.

Во всех известных мне случаях уцелевший пилот довел самолет до земли и успешно посадил его, при этом в подавляющем большинстве — без особых сложностей. Все же он, хоть и второй, но пилот. Сам процесс «довести самолет до земли» не будет вызывать трудности у подавляющего большинства вторых пилотов. Не должен вызывать.

Есть даже специальная процедура, предусмотренная как раз для таких случаев (Pilot Incapacitation — потеря работоспособности пилотов). Каждая авиакомпания периодически тренирует своих пилотов во время тренажерной подготовки для выполнения этой процедуры. Инструктор по приватному каналу связи просит Капитана «умереть» незаметно для второго пилота, ну а далее тот должен сделать все правильно.

Что должен делать пилот при распознании Pilot Incapacitation

 

Включить автопилот — разгрузить себя.

Объявить диспетчеру о ситуации — диспетчер может быть хорошим помощником.

Вызвать в кабину стюардессу секретной командой (совсем не для того, чтобы передать ей штурвал).

Стюардесса либо зафиксирует «ушедшего» пилота (отмечу, пока никто не говорит о нем, как об умершем) в кресле таким образом, чтобы он не смог повлиять на пилотирование. Если вдруг очнется или если есть такая возможность — вытащит его из кресла и перетащит в передний вестибюль или в салон для оказания медицинской помощи.

Поинтересоваться (обычно это делает бортпроводник) о наличии квалифицированного медицинского персонала на борту.

Принять во внимание возможное наличие пилотов среди пассажиров.

На последнем моменте остановлюсь подробнее — обычно под ними подразумеваются пилоты данной авиакомпании, которые довольно часто пользуются ее услугами по своим личным делам либо для производственных целей авиакомпании. Например, на направлении Москва-Новосибирск шанс того, что вашим пассажиром является пилот — весьма высок, так как очень часто авиакомпании перебрасывают свои экипажи туда-сюда между этими крупными городами.

Что касается бортпроводников, они могут помочь оставшемуся пилоту в чтении карт контрольных проверок, аварийных карт, хотя я лично совсем не уверен, что сам я, один, не сделаю это лучше, чем с ее помощью — все же, это не то, чем она занимается каждый день.

Дальнейшие действия зависят от ситуации. Пока смерть не подтверждена квалифицированным специалистом (члены экипажа такими не являются), пилот будет принимать решения, направленные на выполнение посадки на ближайшем пригодном аэродроме с целью оказания врачебной помощи. В ином, печальном, случае возможен полет до аэродрома назначения.

Кстати, это правило относится и к случаям, когда что-то случилось с пассажиром — такое, увы, происходит довольно часто.

А что, если оба пилота одновременно окажутся не у дел

Не исключено и такое. Правда, для этого должно случиться что-то одинаковое с обоими пилотами. Например, некачественное питание, поэтому грамотные пилоты не едят в полете и перед рейсом одинаковую еду. Во многих авиакомпаниях это даже оговорено в документах.

Если «уйдут» оба пилота, это будет очень и очень невеселый сценарий. Но все же, я подчеркну, это маловероятно и это хорошая новость!

Кадр из комедийного фильма «Аэроплан»

Скорее всего, они почувствуют недомогание, и если будут с умом оценивать риски, то объявят аварийную ситуацию и выполнят посадку на ближайшем аэродроме. Или как минимум оповестят стюардессу, перед тем как отключиться. Конечно, не для того, чтобы она управляла самолетом — стюардесса попробует опять-таки найти пилотов среди пассажиров. Замечу, что не очень важно, на каких лайнерах пилот работает — если он профессионально работает в авиации не первый год, он должен суметь справиться с любым самолетом, даже незнакомым, чтобы вернуть его на землю. Это еще одна хорошая новость!

Возможно, кто-то робко спросит: «А если пилотов не нашлось, тогда как?»

Что ж, тогда деваться некуда, придется обращаться к симмерам. В любом случае, как в том анекдоте про блондинку, шансы будут 50 на 50 — либо посадит, либо не посадит.

Вот такой невеселый ликбез получился. Всем крепкого здоровья и безопасных полетов!

Источник

Exit mobile version