Мартирос Сергеевич Саркисян рассказал Yellmed, как его небольшой зубной кабинет вырос в целую сеть стоматологий. Еще врач объяснил, как выбрать хорошего стоматолога, что обязательно должно быть в зубной клинике и насколько оправдан «стоматологический» туризм в регионы.
– Мартирос Сергеевич, Вы стояли у истоков современной отечественной стоматологии. Трудная это задача – привносить в медицину мировой опыт, разрабатывать собственные методы и открывать центр имплантации – один из первых в стране?
– Я и не предполагал, что мой маленький кабинет, в котором начинал прием, разрастется в сеть стоматологических клиник. Я просто хорошо делал свою работу. Некоторые пациенты приходят ко мне и говорят: «Доктор Мартин, а Вы помните меня? Я был у Вас на приеме двадцать лет назад! Я так доволен вашей работой, что теперь всем рекомендую».
Мои методы – это лучшее, взятое из общей мировой практики. Я врач в душе, это мое призвание. И мне всегда хотелось сократить расходы там, где это возможно, оказывать лечение пациентам качественно и по доступным ценам.
Я рад, что в свое время познакомился с талантливым хирургом и имплантологом Михаилом Васильевичем Ломакиным, с которым мы работаем уже более двадцати лет. Мы основали центр имплантации и провели более 35 тысяч операций. За этими цифрами реальные люди, которые улучшили качество своей жизни.
– Сегодня огромное количество клиник предлагает стоматологические услуги. Как выбрать достойное медучреждение? На что обратить внимание – многопрофильность, оборудование, количество врачей в штате и узость их специализации, опыт, гарантии или еще какие-то моменты?
– Хорошая стоматологическая клиника развивается во всех направлениях. Но если выделить что-то одно, то это, конечно же, сам врач. Сейчас в медицине намечается тенденция развлекательного характера, связанно это с большим объемом информации, социальными сетями, желанием нестандартно подходить к продвижению услуг. Но профессия врача консервативная.
В первую очередь мы ориентируемся на качество оказываемых услуг, хотим, чтобы нас рекомендовали. Большинство пациентов приходят к нам именно так. Есть даже поколения семей, которые у нас лечатся.
– Что обязательно должно быть в хорошей клинике? Кто-то гордится талантливыми эндодонтами, кто-то – умением отлично протезировать по технологии «все на 4-х», кто-то – возможностью проводить дентальную компьютерную томографию.
– Команда врачей, которые разделяют одни и те же ценности. Человеческий капитал – это безусловно краеугольный камень. Я горжусь, что окружил себя трудолюбивыми, талантливыми врачами, которые находят подход к абсолютно разным пациентам.
В работе же мы используем высокотехнологичный инструментарий, непрерывно учимся, перенимаем опыт лучших, с радостью делимся опытом с коллегами. В нашей сети «Доктор Мартин» работают врачи разных специализаций, и все они отличные специалисты.
– Мы знаем, Ваш центр стоматологической имплантологии и пародонтологии удостоен диплома «Российского фонда защиты прав потребителей», Вы сами – звания «Почетный работник здравоохранения Москвы». Клиники «Доктор Мартин» возглавляют профессиональные рейтинги стоматологий России. В чем секрет успеха?
– Трудолюбие и упорство. Успех не пришел сразу, он приходил постепенно, в этом и есть настоящая ценность.
– Какие открытия в области стоматологии за последние десятилетия Вы считаете самыми значимыми?
– Конечно же, это компьютерные технологии, которые стали использоваться на всех этапах стоматологического лечения. Цифровое и 3D моделирование экономит колоссальное количество времени, а диагностика, помощь в дизайне, разработке и производстве позволяют добиваться идеальной точности в каждой работе.
– Золотые коронки ушли в прошлое и сегодня предлагается огромное разнообразие материалов, в том числе безметалловых. Как это стало возможно?
– Золотые коронки ушли в прошлое, но на их место пришли «золотые» импланты. Это касается последней разработки фирмы Nobel Biocare. В процессе производства этого имплантата естественным образом появляется характерный золотой цвет. Благодаря инновационному методу обработки поверхности имлантантов достигается высокий эстетический результат в слизистой области, а также происходит идеальная интеграция тканей на каждом уровне.
Медицинская отрасль не стоит на месте, все находится в процессе развития, улучшения качества и эстетики. Конечно же, есть типовые рекомендации, вроде того что на жевательные зубы лучше ставить одни коронки, в зону улыбки – другие, но многое зависит от конкретного случая каждого пациента.
– Какие случаи протезирования считаются сложными? И как стоматологи-ортопеды решают нестандартные задачи?
– Самым сложным в ортопедии считается полная адентия у пациента. Это когда на верхней и нижней челюсти отсутствуют зубы. В принципе это самое сложное во всей стоматологии, потому что мы не знаем, как выглядели зубы раньше, какой была их форма, высота и соотношение, как работали мышцы. Сейчас всего этого нет, и мы пытаемся восстановить.
Тут как раз-таки на помощь приходят цифровые технологии, благодаря которым можем смоделировать улыбку. Все разбито на этапы. Сначала зубы моделируются в специальной программе Exocad, а потом печатаются на 3D-принтере, получается аналог будущих зубов. Пациент примерят, смотрит, все ли хорошо, как происходит смыкание, нравится ли форма. После чего фрезерный станок выпиливает зубы верхней и нижней челюсти. Последний этап: фиксация на существующие имплантанты. И вот пациент уходит с новыми зубами.
– В какой момент Вы решили связать свою жизнь со стоматологией? Почему сделали такой выбор?
– В детстве я мечтал стать или капитаном дальнего плавания, или стоматологом. Еще помню, как сильно впечатлил меня мой дядя, к которому я однажды пришел на работу, он был стоматологом. Я увидел, как со страхом в кабинет заходили люди и как дядя находил нужные слова, чтобы успокоить их. Я тогда подумал: ого, оказывается, быть профессионалом еще полдела, нужно уметь располагать, чтобы пациенты доверяли тебе. Поэтому искренняя забота о пациентах является первичной в нашем деле.
– Сделать зубы – удовольствие недешевое, поэтому иногда москвичи едут за стоматологическими услугами в регионы. Насколько оправдан «зубной туризм»?
– Давайте порассуждаем. Основная цель стоматологического туризма — экономия денег, но не в ущерб качеству. В целом, идея имеет право на существование, но нужно учитывать ряд моментов.
К примеру, если в Москве можете прийти на бесплатный первичный прием, познакомится с доктором и обсудить все детали перед началом лечения, то принять решение относительно врача, который ведет прием в другом городе, намного сложнее.
Нужно будет собрать маломальскую информацию, портфолио, рекомендации или отзывы, также у вас будет отсутствовать личный контакт.
Непосредственно на приеме пациенту проще объяснить, что он хочет, а врачу учесть все пожелания. А если вас что-то начнет беспокоить после оказанных услуг? Особенно если это была имплантация или эндодонтическое лечение? Придется прийти на прием еще и еще, пока проблема не будет решена. В сложных клинических случаях требуются интервалы между процедурами, придется ждать. Поэтому нужно учесть расходы на дорогу, проживание и так далее.
– И все-таки, что нужно в первую очередь сделать для своих зубов, чтобы подольше не обращаться к стоматологу?
– Я бы хотел сказать, что правильно чистить зубы достаточно, но, к сожалению, это не так. Зубы с годами портятся, это нормальный процесс – естественный износ. Так происходит со всеми человеческими органами. Я бы просто призвал изменить подход к процессу посещения стоматологического кабинета.
У многих людей до сих пор есть стереотип, что записаться на прием к стоматологу – значит подготовиться к невыносимой боли. Поэтому многие пациенты оттягивают посещение. Однако ситуация в конечном счете усугубляется настолько, что консервативными методами лечения делу не помочь, хотя стоматология – одна из передовых отраслей медицины, которая сводит к минимуму болезненные ощущения.
Возьмите себе за правило раз в полгода посещать стоматологический кабинет для осмотра и профилактической чистки, это действительно убережет от серьезных последствий в будущем. Это лучшее, что можно сделать для зубов.
Эксперт
Кандидат медицинских наук. Автор десятка открытий и научных работ по стоматологии. Выступает с докладами на крупнейших Международных форумах.
Почетный работник здравоохранения г. Москвы, лауреат премии «Персона года 2009» за вклад в развитие здравоохранения.
Учредитель и создатель сети стоматологических клиник «Доктор Мартин».