«Поймать на кислоту»: при онкотерапии будут ориентироваться на уровень pH раковой клетки

Эффективность проникновения магнитных наночастиц с лекарством в опухоль зависит от уровня pH ее тканей. Это выяснил научный коллектив НИТУ «МИСиС», СибГМУ и РНИМУ им. Н.И. Пирогова.Фото: НИТУ «МИСиС»

Результаты исследования помогут создать онкотерапевтическое средство «точного попадания». Они опубликованы в международном научном журнале Nanomedicine, сообщает пресс-служба НИТУ «МИСиС».

Магнитные наночастицы оксида железа давно рассматриваются как перспективная платформа для адресной доставки лекарств по причине их большой площади поверхности и диапазона наноразмеров. Можно обеспечить контролируемое высвобождение лекарства в нужном месте тела за счет переменного магнитного поля. Однако до сих пор сложно осуществить выборочное накопление таких магнитных наночастиц в опухоли после их введения.

Чтобы управлять потоком неживых частиц более точно, ученые снабжают их различными «присадками» биологической природы – биополимерными оболочками, частями молекул, пептидами. Самые современные системы доставки лекарств основаны на использовании наночастиц, которые «умеют» реагировать на микроокружение опухоли. Это так называемые биологически чувствительные наночастицы.

Коллектив российских ученых провел всестороннее исследование pH-управляемой доставки магнитных наночастиц, модифицированных  pHLIP. Эксперименты прошли in vitro и in vivo на мышиной модели рака груди.

Выяснилось, что магнитные наночастицы, соединенные с pHLIP, удерживаются примерно в 3 раза лучше в опухолевой ткани в сравнение с обычными наночастицами. При этом на доставку, а именно на удерживание и накопление в ткани опухоли, влияет неоднородность уровня pH в опухоли. Об  этом рассказал соавтор исследования, заведующий лабораторией «Биомедицинские наноматериалы» НИТУ «МИСиС», к.х.н Максим Абакумов.

Наилучшая эффективность поглощения достигается при слабокислом pH опухолевого микроокружения.

В настоящее время коллектив продолжает доклинические исследования полученной системы доставки лекарств.

как российские ученые сделали биокерамику из сельхозотходов.