Что влияет на выживаемость нейронов при инсультах и травмах головы: выяснили российские ученые

Исследования прояснило суть патологических процессов, разрушающих нервную систему.Фото: pixabay.com

Группа российских экспертов, в том числе специалисты Сеченовского университета, исследовали, как нервные клетки реагируют на опасные ситуации: изменение концентрации веществ в окружающей среде, избыток нейромедиаторов и нарушение формирования цитоскелета. Результаты исследования опубликованы в Biophysical Journal, сообщает пресс-служба Сеченовского Университета.

Разобраться с процессами, протекающими на клеточном уровне в нервной ткани, важно для эффективного оказания помощи при нарушениях мозгового кровообращения – инсульте, травмах головы.

Ученые сравнивали нейроны коры головного мозга крыс с клетками соединительной ткани. Нейроны намного мягче клеток других типов, и это важный нюанс эксперимента. Насколько легко деформируются и как быстро восстанавливаются клетки, исследовали помощью атомно-силового микроскопа. Эксперты моделировали такие условия, как гипо- и гиперосмотический стресс, эксайтотоксичность, разрушение цитоскелета, ответственного за жесткость клеток.

По итогу работы эксперты представили схему, связывающую механические свойства клетки, ее объем и структуру цитоскелета.

Оказалось, патологические процессы при инсульте и травмах головного мозга происходят и в механических свойствах нейронов. Об этом рассказал ведущий научный сотрудник отдела современных биоматериалов Сеченовского университета Юрий Ефремов.

«К нашему удивлению, такие изменения были очень существенными, и в некоторых случаях сильнее, чем в других типах клеток, – отметил ученый. – Мы описали модель, которая предсказывает изменение механических свойств нейронов в различных условиях, и надеемся, что она будет полезной при разработке терапии, направленной на лечение патологий».

как российские ученые предлагают использовать индийское растение для лечения рака легких.